От мха до терсориумов: как это делали до изобретения туалетной бумаги
До изобретения туалетной бумаги человечество подтиралось с известной долей смелости и безрассудства. В ход шли камни, ракушки, сосновые шишки, трава, солома и даже собственная одежда. Верхом комфорта был подсушенный мох, собранный на экологически чистых болотах. Древние греки и македонцы, несмотря на всю прозорливость эллинского ума, использовали самые обычные деревянные палки, также, кстати, как и японцы — неожиданная деталь, которая роднит воинов Александра Македонского и самураев.
Древние римляне часто брали что-то греческое и доводили до совершенства. Так вышло и с подтирочными палками. Жители империи снабдили их мягкими губками и после использования полоскали в проточной воде; в лучшем случае — в ведре с уксусом. Такие палки назывались терсориумы и ксилоспонгиумы и были общественными — ни о какой гигиене можно было даже не мечтать. Сами по себе предметы была настолько распространенными, что о них упоминают даже античные философы. Например, Сенека в одном из писем рассказывает, как в середине I века некий германский гладиатор использовал терсориум, чтобы покончить с жизнью. Вместо того, чтобы идти на арену амфитеатра и сражаться там, он предпочел воспользоваться невнимательностью надзирателя и проткнул себе такой палкой горло.
Терсориум.
Несколько ближе к концепции туалетной бумаги придвинулись средневековые монахи Ирландии и Норвегии: они использовали маленькие кусочки ткани. Наверняка в те времена это казалось изящным. Влажной тряпочкой подтирались и европейские монархи: Генрих VIII назначил специального человека, который следил за чистотой его задницы и тщательно чистил ее каждый раз после туалета. Человек этот считался привилегированной особой, был лордом, а по сути еще и особым советником. Не у каждого министра в Британии было столько власти и влияния.
Цвет на ощупь
Sphero Specdrums — два необычных кольца, которые при вашем участии способны превратить цвета в звуки, а точнее — озвучить их. Необходимо подключиться к приложению Specdrums MIX, касаясь колечками к любым предметам — одежде, рисункам или прилагаемой в комплекте специальной пестрой игровой площадке.
Так можно создавать и микшировать любые звуки, удары, лупы, которые сразу же воспроизведет ваше мобильное устройство. Кольца выполнены из сверхпрочного силикона, радуя своей износостойкостью. Они имеют датчик освещенности, акселерометр, светодиоды.
Предусмотрена возможность подключения по Bluetooth с минимальным энергопотреблением. Можно «связать» устройство с другим музыкальным программным обеспечением, которое поддерживает Bluetooth MIDI, типа Ableton Live и GarageBand.
Мощнейший термоядерный реактор и супер быстрый квантовый компьютер подтверждают то, что китайцы стремятся к лидерству в мировой гонке технологий. Для рядовых потребителей у них тоже есть свои сюрпризы: практичный кабель с магнитами, устройство против храпа и кольца, озвучивающие цвета.
Литература
- Needham, Joseph (1986). Science and Civilization in China: Volume 4, Physics and Physical Technology, Part 1, Physics. Taipei: Caves Books, Ltd.
- Needham, Joseph (1986). Science and Civilization in China: Volume 5, Chemistry and Chemical Technology, Part 7, Military Technology; the Gunpowder Epic. Taipei: Caves Books Ltd.
- Needham, Joseph (1986). Science and Civilization in China: Volume 5, Chemistry and Chemical Technology, Part 1, Paper and Printing. Taipei: Caves Books Ltd.
4. Лапша
Если вы считаете, что лапшу придумали итальянцы, то вы ошибаетесь. Китайцы опередили в этом деле итальянцев и арабов на 2000 лет. В 2006 году археологи производили раскопки древнего поселения, основанного 4000 лет назад в провинции Цинхай возле тибетской границы, и обнаружили опрокинутую миску тянутой лапши, погребенную под тремя метрами земли.
Старейшая в мире лапша изготовлена из двух видов зерен проса, оба из которых выращивались в Китае на протяжении, примерно, 7000 лет. Более того, китайцы по-прежнему используют такие же зерна, чтобы делать лапшу.
Гнущиеся кабели на магнитах
Существует немало любителей всевозможных головоломок, однако даже среди них мало желающих распутывать зарядные кабели. В сумках, рюкзаках и карманах они легко перегибаются, заламываются и в связи с этим срок их эксплуатации значительно сокращается.
А именно — кабель SuperCalla. Его разработчики нивелировали возникающие неудобства, разместив по всей длине силиконового шнура кольцевые магниты. Благодаря магнитам аксессуар не запутывается, да еще и компактно складывается в идеальное кольцо. Все происходит достаточно легко и быстро, что особенно актуально во время путешествий.
Кабель представлен в разных версиях: с подсветкой, USB-A, USB Type-C и micro-USB.
Форма
Пироксилин, используемый для производства бездымного пороха, обрабатывается окислителем, основу которого составляет спиртоэфирная смесь. В конечном итоге получается однородное желеобразное вещество. Полученная смесь подвергается механической обработке. В результате получают зерненную структуру вещества, цвет которого варьируется от желто-бурого до чисто черного. Порой в рамках одной партии возможен различный оттенок пороха. Для придания ему однородного цвета производится обработка смеси порошкообразным графитом. Этот процесс позволяет и нивелировать слипаемость зерен.
Культурная революция в Китае. Начало репрессий
Председатель Центрального комитет Коммунистической партии Китая Мао Цзэдун в 1966 году объявил о начале культурной революции, призванной остановить «реставрацию капитализма» в стране и устранить внутренний и внешний ревизионизм. Как отмечают историки, эта серия идейно-политических кампаний была нацелена на то, чтобы устранить из руководящих органов партии всех несогласных с его политикой.
В конце 1950-х годов наметился разлад в отношениях между СССР и Китаем, что привело к расколу международного коммунистического движения. Мао Цзэдун видел угрозу собственной власти в Коммунистической партии Китая в разоблачении культа личности Сталина на XX съезде КПСС, курсе Никиты Хрущёва на постепенную либерализацию в экономике.
В СССР также были недовольны политикой Мао, поэтому отозвали всех советских специалистов, работавших в КНР. Апогеем конфликта между двумя странами стали столкновения на границе вокруг острова Даманский на реке Уссури.
Ещё одной причиной проведения культурной революции стал провал политики «большого скачка». В 1958 году был объявлен курс на строительство нового Китая. Изначально направленный на укрепление индустриальной базы и резкий подъём экономики, он обернулся одной из крупнейших трагедий китайского народа.
Выбранный курс обошёлся Китаю почти в 70 млрд долларов, примерно 45 млн человек погибли от голода. Недовольные этим политическим курсом стали формировать оппозицию, в которую входили также Лю Шаоци и Дэн Сяопин. Мао, понимавший, что его положение шатко, начал политику массового террора.
Начало культурной революции в Китае совпало с очередной «кампанией самокритики», которая заключалась в том, что китайцы (в том числе и партийцы) должны были в письменной форме изложить свои ошибки перед партией. Пройти через этот своеобразный ритуал должны были и председатель КНР Лю Шаоци вместе с соратниками. Полученные «покаяния» использовал в своих интересах Мао.
Шёлк родил бумагу
Для выработки шёлкового волокна китайские шелкоделы на циновке растирали вываренные коконы шелкопряда с водой до получения рыхлой массы. Эту массу равномерно распределяли по сетке циновки, сцеживали воду и сушили. Получалась шёлковая вата, из которой пряли нити. Снятый с циновки тонкий слой этой ваты, спрессованный толчением и сушкой, можно было использовать как лист для письма. Появилась древнейшая шёлковая (ватная) бумага. Её делали из коконов, негодных для выработки качественной нити. Но и бракованные коконы были недешёвы.
В 105 г. Цай Лунь, высокий чиновник при дворе китайского императора, нашёл дешёвое сырье для бумаги. Он велел выварить старые пеньковые (из волокна конопли) рыболовные сети. Вываренную массу растёрли на бамбуковом сите, распределили её тонким слоем и просушили, получив бумажный лист. По качеству он не уступал шёлковому, но был гораздо дешевле.
Шёлковая (ватная) бумага
Туалетная бумага и человек эпохи модерна
Однако до туалетной бумаги привычного нам вида (в рулонах и с перфорацией) человечество шло почти две тысячи лет. В 1857 американский делец Джозеф Гайети придумал нечто такое, благодаря чему она стала по-настоящему массовым явлением. Он запустил в продажу туалетную бумагу в пачках — 50 центов за стопку (это целых 14 долларов в пересчете на нынешние деньги). Но основная его заслуга не в этом, Гайети использовал старый как мир рекламный трюк: запугать покупателя до смерти.
До этого изобретения почти вся Америка подтиралась газетами и бесплатными рекламными (а то и предвыборными) бюллетенями. Но Джозеф запустил утку о том, что чернила — главная причина возникновения геморроя, а свои туалетные листы он называл не иначе, как «целебно-оздоровительными». Позже его последователи подхватили идею и начали пугать обывателя раком прямой кишки, выкидышами, лихорадкой и вообще всем, чем угодно.
Раньше туалетная бумага выглядела элитарнее.
Бумага в рулонах появилась спустя 40 лет, в 1880-х, благодаря английскому изобретателю Оклоку, который назвал его «бумажные бигуди». В 1890-х рулоны уже наводнили США. А в 1928 году немец Ханс Кленк придумал перфорировать их — собственно говоря, так и появилась туалетная бумага современного образца. Далее дело оставалось за малым: сделать так, чтобы эта самая бумага была максимально мягкой и не раздирала задницы потребителей так, как это делали газеты из древесной пульпы или вышедшие из моды конфуцианские трактаты.
Выходит, что распространенности туалетной бумаги мы обязаны двум вещам: техническому прогрессу и агрессивной беспардонной рекламе, которая работала на запугивании обывателей.
Императорские листочки: китайцы изобретают туалетную бумагу
Этапы изготовления бумаги.
В 105 году китайский министр-советник по имени Цай Лунь по заданию императора изобрел новый писчий материал — бумагу. Точнее, он довел примитивную технологию до сносного уровня и организовал массовое производство. Уже в 589 году мы встречаем первое упоминание того, что образованные китайцы использовали бумагу для подтирки. Причем для этих целей не стеснялись брать даже книги и документы.
Придворный чиновник Ен Ши Ту в своем письме домой писал: «Я не решаюсь пользоваться для туалетных надобностей бумагой, на которой записаны цитаты из «Пяти классиков», названия их произведений или комментарии к ним». Настоящий интеллигент! Но сама постановка вопроса говорит о том, что бывали и те, кто не брезгует пускать на материал для подтирки труды философов.
Однако подтираться депешами и трудами конфуцианских мыслителей бесконечно было нельзя, и вскоре безымянный китайский гений изобрел настоящую туалетную бумагу, которая получила название «цао-чи» (tsaoh chih). Делалась она из рисовой соломы и с применением извести. К XIV веку индустрия развилась настолько, что вокруг района мануфактур, которые специализировались на производстве подтирочного материала, вырос гигантский холм отходов, получивший название «Слоновья гора».
Император Чжу Юаньчжан. Тот самый, который заказал 720 тысяч листов для своего дворца.
Основным потребителем туалетной бумаги был императорский двор. В 1391 году дворец династии Мин заказал 720 тысяч специальных листов полметра на метр (уже потом по надобности они разрезались на нужные части). 15 тысяч листов особой, толстой, мягкой и ароматизированной бумаги предназначались для императора и его семьи. Причем цао-чи для повелителя Поднебесной делались светло-желтыми — это священный цвет августейших особ. Учитывая, что в иные времена даже за ношение желтой одежды любого, кроме правителя, ждала смертная казнь, можно представить, что случилось бы, подотрись простолюдин желтой туалетной бумагой.
Впрочем, не все тогда оценили передовое изобретение. Арабский путешественник и мыслитель Абу Зайд аль-Сирафи называл китайцев за привычку подтираться бумагой «негигиеничной» нацией. Ему, как человеку исламской культуры, был ближе ритуал подмывания, называемый «истинджа». Война двух этих фундаментальных принципов не закончилась и по сей день.
Прядильная машина Дженни
В 1764 году британский плотник и ткач Джеймс Харгривс изобрел устройство, которое он назвал крутящейся Дженни. Она выполнила сложную задачу — тянула и скручивала хлопчатобумажную ткань, чтобы получилась прочная нить. Считается, что Дженни не хватало двигателя, поскольку это был вращающийся двигатель. Машина имела восемь шпинделей и увеличила производительность рабочих в восемь раз. Хотя нить была недостаточно прочной, прядильная Дженни могла поместиться в небольшом коттедже и обслуживаться неквалифицированными рабочими, включая детей, и поэтому была чрезвычайно популярной. Кроме того, она была предшественником кадра воды по Аркрайту в 1768, производящего более сильную нить спиннинга около 100 бобин. В 1771 году Аркрайт установил водяной каркас на своей хлопчатобумажной фабрике в Кромфорде, Дербишир, на реке Дервент, сделав ее первой фабрикой, которая завершила процесс производства сырья для готовой ткани в одной точке. Это сыграло значительную роль в создании фабричной системы, поскольку он сочетал в себе мощность (воду), машины и непрерывный производственный процесс с практикой трудоустройства, которая будет подражать в последующие годы.
Прядильный станок, которая использовалась на текстильных фабриках
Получение пироксилина
Черным порохом вплоть до конца 19 в. заряжали мортиры и пищали, кремневые ружья и мушкеты, а также другое боевое оружие. Но при этом ученые не прекращали свои исследования по совершенствованию этого вещества. Примером тому могут служить опыты Ломоносова, который установил рациональное соотношение всех составляющих пороховой смеси. История помнит и о неудачной попытке замены дефицитной селитры на бертолетовую соль, которая была предпринята Клодом Луи Бертоле. Результатом этой замены послужили многочисленные взрывы. Бертолетовая соль, или хлорат натрия, оказалась очень активным окислителем.
Новая веха в истории пороходелия началась с 1832 г. Именно тогда французский химик А. Браконо впервые получил нитроклетчатку, или прироксилин. Это вещество является эфиром азотной кислоты и целлюлозы. В молекуле последней находится большое количество гидроксильных групп, которые и вступают в реакцию с азотной кислотой.
Свойства пироксилина были исследованы многими учеными. Так, в 1848 г. русскими инженерами А.А. Фадеевым и Г.И. Гессом было установлено, что это вещество по своей мощности в несколько раз превосходит изобретенный китайцами черный порох. Были даже попытки использования пироксилина для стрельбы. Однако они закончились неудачей, так как пористая и рыхлая целлюлоза имела неоднородный состав и горела с непостоянной скоростью. Попытки спрессовать пироксилин также закончились неудачей. Во время этого процесса вещество часто возгоралось.
Технология производства
Китайцы быстро выяснили, что бумагу можно делать почти из любого растительного сырья: из стеблей конопли, риса, тростника, из древесной коры и из бамбука, который обильно растёт в Китае. Бумагу в раннем Средневековье делали вручную, но производили её очень много, и с IV в. бумага стала основным писчим материалом китайцев.
Производство бумаги в Китае:
1. Бамбук расщепляли
2. Щепу замачивали с известью и варили в течение суток
3. Перемалывали до однородной массы
4. Выдерживали в ямах до образования клейкой кашицы
5. В ваннах полученную гущу ещё раз перетирали и смешивали с водой
6. Процеживали через форму (бамбуковое сито на подрамнике)
7. Распределяли на форме тонким слоем и клали под пресс для просушки
8. С формы снимали лист бумаги
9. Бумагу разглаживали и досушивали
10. Готовый лист резали по формату
Использование в военных целях
Первый достоверно известный факт использования прообраза пороха в военных целях датируется 970 годом нашей эры. Это период правления Сунской династии. Тогда воины полководцев Фэн И-шэн и Юэ И-фон принялись выстреливать зажигательными стрелами, в наконечниках которых находился медленногорящий порох. В середине следующего века в книге «Основы военного дела» приводилось три рецепта получения дымного китайского пороха с разной скоростью горения.
В 1132 г. Чень Гуй поместил особую смесь в бамбуковые трубки. Этот доморощенный огнемет, стрелявший до 2 метров и именуемый «огненным копьем» (пиньинь), нашел применение на полях сражений. Он представлял собой нечто среднее между копьем и ружьем. На вооружении у китайских армий имелось и более тяжелое реактивное оружие — «копье яростного огня».
Использовать дымный порох в качестве заряда для пушек начали с обороны Кайфына, где по осаждавшим его монголам вела огонь настоящая пороховая артиллерия, в том числе как каменными, так и разрывными бомбами. В течение XIII и XIV веков стволы пушек стали отливать из особых сплавов меди и/или железа. Снарядами служили уже не только каменные ядра, но и железные. Они были как полностью монолитные, так и начиненные дымным порохом и обрезками железа (те хо пао). Имелись в китайских арсеналах снаряды с отравляющей начинкой и сигнальные пороховые снаряды.
Древние изобретатели мечтали о том, что однажды появится материал, который будет использован для разработки опасного оружия. Они долго размышляли над тем, каким образом можно этого добиться. Но как оказалось, мало было создать порох: надо было еще уметь грамотно с ними обращаться, чтобы не получить увечий.
Спустя 15 лет в битве при Кресси англичане вовсю применяли пушки. То же делали и в 1382 году русские при обороне Москвы. Взрывчатую смесь использовали многие предводители могущественных государств, чтобы переломить ход войны.
Интересные факты
История появления бумажного производства связана с множеством интересных фактов. К ним стоит отнести следующее:
- В восьмом веке арабы одержали над китайцами победу в сражении. Благодаря этому они смогли перенять у пленных мастеров секреты состава уникального материала.
- Распространению бумаги во многих странах мира способствовали испанские первооткрыватели. В ходе Реконкисты они отвоевывали свои земли у мусульманских захватчиков и смогли раскрыть секрет арабов. В 1150 году испанцы наладили собственное бумажное производство.
- Персидский путешественник Насир Хосров заметил на персидском базаре, что бумагу можно применять в качестве обертки. Это произошло в одиннадцатом веке.
- В конце двенадцатого века бумажные мастерские начали открывать во многих странах Европы. Первая в Европе фабрика была открыта в освобожденной от арабов Кордове. Это произошло в 1238 году. Бумажную массу там измельчали при помощи водяной мельницы, которая досталась испанцам от арабов.
- В семнадцатом веке был придуман размалывающий аппарат – ролл. Это помогло существенно увеличить продукцию бумажной массы.
- В 1799 году придумали бумагоделательную машину. При этом отлив бумаги был механизирован.
- Бумажную продукцию из древесины начали делать только в девятнадцатом веке.
- Сегодня для разных сортов бумаги применяется различное сырье. Это может быть измельченная древесина, солома, макулатура, переработанное тряпье.
- Бумага может применяться для печати, рисования, фотографий. Ее используют в качестве упаковки, средств гигиены, отделки.
Китайская технология изготовления бумаги совершила настоящий переворот в промышленности. Ее автором является древний изобретатель Цай Лунь. Именно этому мастеру удалось придумать принципиально новый процесс создания писчего материала.
Компас
Самые ранние китайские компасы, вероятно, первоначально не были изобретены для навигации, а использовались чтобы гармонизировать окружающую среду и здания в соответствии с геометрическими принципами фэн-шуй. Доказано, что самая ранняя китайская справочная запись магнитного устройства, используемого в качестве «пеленгатора», находится в книге династии Сун, датированной в период с 960 по 1279 год. Самая ранняя запись о фактическом использовании намагниченной иглы для навигации — это книга Чжу Юй «Pingzhou Table Talks», написанная в 1102 году. Изобретение компаса значительно улучшило безопасность и эффективность путешествий, особенно улучшив навигацию в океанах.
про историю изобретения компаса.
8. Воздушный змей
В четвертом веке до нашей эры, покровитель искусства Гонгшу Бан и философ Мо Ди, еще в четвертом веке до нашей эры, построили воздушные змеи в виде птичек, которые летали по ветру.
Со временем китайцы добавили множество вариантов к первоначальному дизайну воздушного змея, и нашли новые возможности использования его за пределами развлечений. Змей стал простым способом ловли рыбы без лодки, используя крючок, свисающий со змея в труднодоступном месте для рыбалки. Змей также стал инструментом в военных действиях, выступая в качестве беспилотного летательного аппарата, который доставлял грузы пороха для подрыва вражеских укреплений. В 1232 году китайцы применили воздушных змеев для сбрасывания пропагандистских листовок над лагерем монголов, где содержались китайские военнопленные. Пленники подняли бунт и смогли освободиться.
Не следует забывать и о использовании воздушного змея великим Бенджамином Франклином в его опыте по доказательству электрической природы молнии.
Как используют красоту плитки в современные дизайнеры
Известный дизайнер интерьера Ласаро Роса Виолан (Lázaro Rosa Violan) перенесла красоту бело-голубой плитки на свою новую коллекцию мебели. Обивка кресел и оформление столов отражает цветочный рисунок и соответствует облицованному плиткой полу и роскошным голубым светильникам, оформленным в проекте Chez Coco в Барселоне.
А дизайнер интерьеров Андреа Шумахер (Andrea Schumacher) придумал удивительный интерьерный набор для спальни — скамейки и драпированные шторы в стиле азулежу.
Кортиледжо
Португальская компания Rui Matias объединила рисунок азульехо с пробковой напольной плиткой и создало кортиледжо — особый продукт, включающий в себя эти два самых привлекательных материала.
Ковры и камины
Португальская плитка вдохновляет и на создание дизайна для других предметов домашнего декора. И ковер Two six Tiles является доказательством тому.
А дизайнер Александра Англе (Alexandra Angle) придумала и создала удивительно красивый камин, облицованный керамической плиткой азульехо. Этот камин, вне сомнения, главное украшение гостиной.
Азулежу — национальное достояние и гордость Португалии. Сегодня эта плитка популярна не только в своей «альма-матер», но и в Европе и за ее пределами. Теперь и вы, познакомившись с этой плиткой поближе и оценив ее красоту, возможно, захотите украсить ею свой интерьер.
Телеграф
В 1800 году итальянскому физику Алессандро Вольту удалось создать батарею, которая накапливала электрический ток и позволяла использовать его в контролируемой среде. Двадцать лет спустя датский физик Ганс Кристиан Эрстед продемонстрировал связь между электричеством и магнетизмом. Эти два открытия привели к появлению в 1837 году британской команды Уильяма Фотергилла Кука и Чарльза Уитстона, создавшей телеграф Уитстона. Тем не менее, около 1836 года американец Сэмюэл Морс с помощью Леонарда Гейла и Альфреда Вейла изобрел однопроводный телеграф, который был намного эффективнее и проще в использовании. Машина работала путем передачи электрических сигналов по проводам, проложенным между станциями. В дополнение к помощи в изобретении телеграфа, Сэмюэль Морс разработал знаменитую азбуку Морзе, которая присваивала множество точек и тире каждой букве английского алфавита и позволяла просто передавать сложные сообщения по телеграфным линиям. В 1844 году в США была открыта первая телеграфная служба между Балтимором и Вашингтоном, а в 1847 году Сэмюэл Морс получил патент на свой телеграф. Телеграф изменил лицо связи и заложил основу для будущих инноваций телефона, факса и в сети Интернета.
Печатный электрический телеграфный приемник с ключом передатчика внизу справа