9 грандиозных строительных проектов СССР, которые так и не были реализованы

Содержание

Шуховская башня

Шуховская башня в Москве

Знаменитая башня на Шаболовке долгие годы была символом второй программы советского телевидения. Ее изображение часто использовалось в оформлении студии на съемках «Голубого огонька».

Свое название башня получила по фамилии инженера В. Шухова, который в 1899 году изобрел и запатентовал так называемый гиперболоид — легкую, недорогую и прочную конструкцию из прямых балок. Конструкция, опоясанная сеткой, была устойчива при ураганных ветрах и отлично подходила для сооружения башен, вышек и маяков. Московскую башню на Шаболовке построили в 1922 году, а с 1939 года использовали для трансляций телепередач.

Попасть внутрь башни сейчас нельзя: она давно нуждается в ремонте и реконструкции. Можно прогуляться рядом.

Адрес: Москва, ул. Шухова, 8.

Торговый центр «Омский»

Открылся в 1984 году. Гигантское строение из красного кирпича с белой, как бы сползающей на стены крышей, стоит в историческом центре Омска, в пяти минутах ходьбы от бывшей Рыночной площади.

Здание возвели на месте бывшего Центрального рынка. Оно представляет собой крытый рынок с центральной «улицей» посередине: вы можете войти в атриум и, не заходя в магазины, расположенные по бокам, пройти весь торговый центр насквозь. Строительство торгового центра шло около 10 лет. Но довольно быстро этот омский долгострой стал одним из самых заметных и узнаваемых в городе зданий.

Адрес: Омск, ул. Интернациональная, 43.

Башня Никитина — Травуша

9 грандиозных строительных проектов СССР, которые так и не были реализованыОдин из самых высоких из когда-либо спроектированных небоскрёбов с расчетной высотой 4000 метров. Работа над программой началась в 1966 году под руководством советских ученых Николая Никитина и Владимира Травуша.Небоскрёб проектировался для Японии и должен был стать жилым зданием для 500 тысяч человек. Проект учитывал сложности возведения инженерных коммуникаций и систем жизнеобеспечения. В расчёт также брались повышенная сейсмоактивность японских островов и частота ураганных ветров.Однако в 1969 году проект закрыли ввиду слишком высокой стоимости. Чертежи легли в основу других планируемых зданий, однако их так никто и не построил: слишком дорогое удовольствие.

№ 5 — Трансполярная магистраль

Трансполярная магистраль на карте

Еще один масштабный географический проект, который инициировал сам Сталин. По задумке при помощи этой магистрали можно было бы соединить Чукотку, побережье Охотского моря с Архангельском и Мурманском. Над проектом работала крупная организация ГУЛАГ с 1947 по 1953 годы. Сроки снова были кратчайшими, что плохо сказывалось на качестве работы по прокладке железной дороги. Работало тут около 80 тысяч человек.

Постепенно строительство этой магистрали признали убыточным, а проект свернули, так и не закончив его. Стоимость того, что уже реализовали, оценивалась в 1,8 млрд рублей того времени.

Трансполярная магистраль: современный вид

Массовая жилая архитектура

В послевоенный период остро встала проблема жилья. Но в 50-х годах ее решать руководство не могло, так как было необходимо восстанавливать производственную инфраструктуру. А вот в 60-х годах откладывать решение этой задачи уже было невозможно. Как раз к этому времени пришел конец сталинской эпохе и Н. Хрущев призвал максимально удешевить жилое строительство. Также он инициировал борьбу с «художественными излишествами», за образец было рекомендовано взять кварталы французского функционализма. Так появились знаменитые Черемушки, как образец новой жилой среды. В квартале должны были быть все объекты социальной инфраструктуры, а здания должны обеспечивать минимальную площадь на каждого проживающего.

9 грандиозных строительных проектов СССР, которые так и не были реализованы

Ядерная война с Ледовитым океаном

Как известно, приносить деньги освоение Арктики может даже за рамками добычи полезных ископаемых. Одна из потенциальных «золотых жил» – Севморпуть. Проходящий через Северный Ледовитый океан, он труден и тернист. Виной всему – арктические льды. Но если бы их не было…

Во-первых, наша страна получила бы отличные порты: быть может, не из статуса «незамерзающих», но замерзающих позднее. Во-вторых, мы бы получили много денег, организовав привлекательный транзитный путь, который был бы в 1,6 раза короче, чем морская трасса через Индийский океан даже с использованием Суэцкого канала. Да и доставка грузов с одного конца страны на другой вышла бы дешевле – ведь морской транспорт всегда выгоднее наземного.

Нет, конечно, доставлять грузы можно и при наличии льдов, но для этого надо или ждать 2 года (пока растает то, что вы не успели проскочить), или использовать ледоколы, которые потребляют ресурсы и стоят денег.

]]>]]>

Это ледокол «Адмирал Макаров», построенный в 1940 году. Но он не понадобится, если разнести северные льды атомными бомбами

Сталин идею, судя по всему, оценил, и отправил эту записку в Арктический институт. Там ничего против использования ядерного оружия в мирных целях не имели. «…испытание действия атомной бомбы на льды полярных морей, несомненно, очень желательно, и здесь можно ожидать весьма значительного эффекта», – гласил официальный ответ академика Визе. Но следом же обозначалась главная проблема – на 1946 год СССР не имел атомной бомбы.

Спустя несколько лет её удалось создать. Но полным ходом шла холодная война, и требовалось производить ядерное оружие для достижения паритета. А когда его стало достаточно, человечество уже живо интересовалось проблемами радиации. Поэтому льды Северного Ледовитого океана избежали сомнительной чести познакомиться с массированной атомной бомбардировкой.

Экраноплан “Каспийский Морской Монстр”

Гонка вооружений заставляла СССР постоянно работать над созданием новых все более мощных орудий для убийства. Одним из таких проектов стало конструирование самого большого в мире ракетоносца-экраноплана «Лунь».

Его габариты потрясали воображение: размах крыла в 44 метра, 73,8 метров в длину и 380 тонн взлетной массы. Вполне естественно, что такая махина не осталась незамеченной американцами, которые смогли наблюдать за полетом ракетоносца из космоса.

Сейчас посмотреть на этого «монстра» можно в Дербенте. Ракетоносец разместили в парке «Патриот» в этом году, тогда как ранее он находился в Каспийской флотилии.

9 грандиозных строительных проектов СССР, которые так и не были реализованы

№ 6 — Терра-3

«Терра-3» в СССР

В советское время много думали и о безопасности страны. В 60-е годы планировалось построить «Терра-3» — стрельбово-лазерный комплекс. Это проект системы противокосмической и противоракетной обороны, который имел бы поражающий элемент на лучевой основе.

Работы по строительству «Терра-3» велись с 60-х на Балхашском полигоне. Но в 70-е ученые выяснили, что мощности имеющихся лазеров просто не хватит, чтобы сбивать ракеты, и реализация проекта сошла на нет. Успели смонтировать систему наведения. Полностью все работы были прекращены после распада Союза, а в конце 90-х часть объектов была уничтожена. То, что осталось, перешло на баланс органов туризма, частично было разворовано, а руины посещают туристы.

То, что осталось от «Терра-3»

Укрощение Берингова пролива

Берингов пролив относительно невелик – всего 86 километров. Идея построить через него тоннель или мост, и соединить Евразию с Северной Америкой родилась ещё в XIX веке. Скорее всего, этот проект рано или поздно будет реализован.

Но пытливость человеческого ума шла, конечно, намного дальше. Например, железнодорожный инженер Воронин в конце 20-х хотел улучшить климат восточного побережья страны. Для этого он предлагал просто засыпать Берингов пролив. Тогда бы холодные воды Арктики не текли на Дальний Восток, и там стало бы значительно теплее. Правда, ему резонно возразили, что тогда они потекут в Европу, а там у Советского Союза гораздо более населенные города, и страна больше потеряет, чем выиграет.

Более изящная идея была предложена в 1970 году – автором был ученый-географ Петр Борисов. Считалось, что, если бы кто-то «изъял» течение с поверхности океана, то его бы тут же заменили воды поглубже, текущие уже по-своему. «Проблемой» Арктики же было то, что теплый Гольфстрим на каком-то этапе оттеснялся холодным течением, отличавшимся другой степенью солености, а, значит, и иной плотностью. И становился тем самым «более глубоким» течением.

Популярные статьи  5 ошибок утепления, о которых не знают новички

]]>]]>

Идея города-плотины была бессмысленной с практической точки зрения, но отражала свойственное эпохе романтическое восприятие науки и техники

Борисов предлагал ликвидировать верхние холодные воды, после чего бы последовало их замещение теплым Гольфстримом. Что тут же привело бы к резкому улучшению климата в Арктике.

Но как аккуратно изъять верхнее течение из Арктики? Борисов предлагал построить плотину через Берингов пролив. Она была бы в 80 раз длиннее Саяно-Шушенской ГЭС, строившейся почти 40 лет – с 1963 по 2000 годы. Но самое интересное предполагалось поставить внутрь. Это были бы работающие на ядерном топливе насосы, откачивающие воду из Чукотского моря в Берингово – 140 тысяч кубических километров. Или минус 20 метров к уровню Чукотского моря в год. Автор проекта подсчитал, что «поднятие» Гольфстрима в Арктику займет не более 6 лет работы такой суперплотины.

Идею, конечно, зарубили, причем не только из-за космической стоимости: поведение глубинных течений было изучено далеко не полностью. И ученые благоразумно боялись разного рода непредвиденных последствий.

Впрочем, в 70-е годы рождались и еще более странные предложения. Так, архитектору Казимиру Луческому, видимо, не давала покоя слава Ле Корбюзье. Поэтому он, взяв за основу идею с плотиной через Берингов пролив, предлагал её улучшить. Например, путем постройки на плотине города – с эскалаторами, автомагистралью, домами и террасами для любования морем. Мысль, в какой-то степени, ещё более странная, нежели сама плотина. Как будто вокруг совершенно нет свободной земли. А еще, во избежание грандиозных пробок в будущем, каждый квадратный сантиметр такой плотины лучше бы использовать под транспортные, а не жилые нужды.

Впрочем, кто знает? Быть может, лет через 50-100 человек, используя, скажем, растущие вычислительные мощности, создаст подробную модель течений, соберет данные, и изучит поведение Арктики настолько хорошо, что и вправду сможет менять климат без особой опаски. И тогда раскинутся пляжи для загорающих на Обской губе.ссс

Исторический очерк

Развитие советской архитектуры прошло несколько этапов. Зарождение этого феномена связывают с периодом 20 – началом 30-х годов, когда идут активные поиски новых форм, переосмысливаются классические приемы зодчества. В это время складывается два основных авангардных направления советской архитектуры: конструктивизм и рационализм. В конце 30-х годов становится понятно, что авангарду не по пути с идеологической советской культурой. Начинает формироваться новая архитектура, цель которой прославлять величие и достижения социалистической идеи. Реализации идей этого периода помешала Вторая мировая война, после которой начинается новый период в архитектуре. Он связан не только с восстановлением разрушенных городов, но и созданием нового пространства, которое бы поддерживало в человеке ощущение гордости за свою страну. Именно на этой идеологической основе формируется сталинский ампир, с его тягой к масштабности. Начало 60-х годов обострило проблему жилой архитектуры. Люди жили в нечеловеческих условиях, и это уже нельзя было списать на послевоенное восстановление. Необходимо решать проблему постройки массового жилья. Эта задача решалась за счет максимального удешевления проектов. Это обернулось трагедией для советской архитектуры. которая выбрала не самый лучший путь развития и пошла вслед за французами в их функциональном типовом строительстве.

Все творческие попытки архитекторов признавались избыточными и вредными. Что заставило творцов заниматься «бумажной архитектурой», т. е. создавать проекты без надежды на воплощение. В 80-х годах советские зодчие остро ощущают надвигающийся кризис. В это время господствует типовой, безликий проект. Архитектура превращается из искусства в простое чертежное мастерство. Из этого кризиса она очень медленно стала выходить только к концу 90-х годов, но это уже постсоветский период.

Лучшие архитекторы СССР

Советская архитектура в первой половине своей истории развивалась благодаря творчеству зодчих, учившихся и формировавшихся еще в имперские времена. После того, как это поколение ушло, наступает небольшой период затишья. Но вскоре вырастает новая плеяда архитекторов, которые несут новые идеи и новые задачи. К числу лучших зодчих СССР специалисты относят К. Мельникова, В. Татлина, А. Щусева. Эти конструктивисты составляют настоящую гордость нашей страны в мировой архитектуре. Также к числу лучших в отечественном зодчестве относятся Н. Ладовский, И. Рерберг, братья Веснины, А. Красовский. Большой вклад в формирование образа многих советских городов внесли И.В. Жолтовский, В.Н. Семенов, Н. Докучаев, Б. Иофан, В. Кринский. В советское время сформировались архитекторы, которым довелось преображать постсоветское пространство после перестройки. Среди них стоит упомянуть И. Уткина, А. Бродского, Ю. Григоряна.

9 грандиозных строительных проектов СССР, которые так и не были реализованы

Шаропоезд

9 грандиозных строительных проектов СССР, которые так и не были реализованыПроект, предложенный Николаем Ярмольчуком в 1929 году. Представлял собой монорельс на шарообразных колесах со встроенными электродвигателями внутри. Передвигаться чудо инженерной мысли должно было по бетонному полукруглому желобу. Предполагалось, машина будет развивать скорость до 300 км/ч.К несчастью для Ярмольчука, в 1933 году экспертная комиссия обнаружила серьезные недостатки модели. Зимой бетонный желоб покрывался наледью и движение на предельной скорости становилось опасным.Вдобавок прокладка нового пути и налаживание производства двигателей для поезда требовали огромных денежных средств. Проект получил оценку «экономически невыгодный» и был закрыт.

Колонизация Венеры

В то время как взгляды идеологических противников были прикованы к Марсу (спасибо Рэю Брэдбери, который изо всех сил популяризировал Красную планету), советские ученые всерьез рассматривали строительство человеческих поселений на Венере — ближайшей к Земле планете, обладающей схожей массой и силой притяжения.

9 грандиозных строительных проектов СССР, которые так и не были реализованы

«Венера-1», первый в истории человечества аппарат для исследования других планет, был запущен в 1961 году, за пару месяцев до полета Юрия Гагарина. При помощи земных телескопов рассмотреть поверхность планеты не представлялось возможным из-за толстого слоя облаков, и долгое время исследователи полагали, что Венера покрыта морями и океанами, поэтому зонд имел запас плавучести.

Эксперимент не удался: аппарат не смог достичь цели. Следующие запуски также оказались провальными. Лишь в октябре 1967 года «Венере-4» удалось максимально приблизиться к планете и передать данные, заставившие ученых напрячься: вокруг адское пекло, а вся атмосфера состоит из углекислого газа.

Новые модернизированные аппараты, которые уже были в состоянии спуститься на поверхность Венеры и связаться с Землей, продолжали вещать всякие ужасы и не оставляли человечеству шансов. Программу колонизации пришлось корректировать на ходу: предложено было строить города-дирижабли в 60 км от поверхности планеты — именно на такой высоте температура и давление были схожи с земными. Параллельно в Особом конструкторском бюро № 1 команда инженера и космонавта Константина Феоктистова начала вести разработку проекта космического корабля на ядерной тяге, способного осуществлять многолетние межпланетные экспедиции.

На протяжении 70-х годов советским исследователям удалось получить снимки поверхности планеты и детальный анализ атмосферы и грунта, что, несомненно, придавало уверенности в успехе программы. Разочарование пришло в 1978 году, когда «Венера-11» и «Венера-12» зафиксировали сотни ударов молний в венерианской атмосфере. Спустя три года аппарат «Венера-14» доказал, что на высоте 60 км непрерывно дует ветер такой силы, что любая попытка строительства летающих городов обречена на провал.

Признавать, что двадцать лет их жизни были потрачены впустую, ученые из СССР отказались. Проект «Венера» был трансформирован в «Вегу» — успешную международную миссию по изучению не только Венеры, но и кометы Галлея.

Вилла Клаустрофобия

9 грандиозных строительных проектов СССР, которые так и не были реализованы

Создавая этот дом, архитекторы оттолкнулись от образа и проблем человека.

Внутренний Двор здесь уподоблен внутреннему миру человека, который не хочет или не может выйти наружу.

Наш Атриум — это зеркальная воронка, вставленная в каменный дом, не имеющий окон.

Воронка зеркальна со стороны двора и прозрачна, если смотреть изнутри здания.

Все помещения, расположенные по периметру,—назовем их комнаты, или кельи, или камеры, или палаты, неважно, — выходят в воронку одной стеклянной стеной. Обитатели дома смотрят из своих комнат друг на друга, но видят бесконечность

Обитатели дома смотрят из своих комнат друг на друга, но видят бесконечность.

8. Жилище для бездомных

Архитектор придумал остроумный способ разоружения военной сверхдержавы — превратить этот процесс в художественную акцию.

Тысячи ракет со снятыми боеголовками он предлагает переплавить в высокие жилые башни и расставить на городских площадях как напоминание о страшном военном прошлом.

Популярные статьи  По рукам, да и в баню: история строительства бани на УШП

9 грандиозных строительных проектов СССР, которые так и не были реализованы

Так можно решить и одну из главных мирных проблем — дефицита жилья.

9. Новый театр Олимпико

Авторы: Сергей Бархин, Михаил Белов, Михаил Хазанов, Екатерина Белова, Елена Козелькова

Еще один проект, который переосмысливает роль театра в городе.

Каждая улица здесь превращена в зал, а каждая площадь — в сцену.

Каждый дом этого квартала играет свою роль — театральной кассы, гримерки, кафе или туалета.

Игра пространств не прекращается никогда, — говорят архитекторы, — так как ее ведут то искусственная, то обратная перспективы как внутри, так и снаружи театрального квартала.

10. Ноев ковчег

Авторы: Михаил Филиппов. Надежда Бронзова

9 грандиозных строительных проектов СССР, которые так и не были реализованы

Проект современного Ноева ковчега — памятник всей человеческой цивилизации, построенной на потерянном рае.

Архитекторы объединили в нем представления об идеальном городе каждого из десяти последних веков.

Последний слой датируется 2001 годом, который символизирует мечту о сохранении многовековой культуры.

Книга Бумажная архитектура.

Антология Юрия Аввакумова вышла в рамках издательской программы Музея современного искусства Гараж.

Редакция благодарит музей за предоставленные материалы.

Трансполярная магистраль

Впервые идея строительства Трансполярной магистрали высказывалась
еще до революции. Работы начались в 1949 году — после одобрения Сталиным. К
грандиозной стройке привлекли более 80 тысяч человек, в основном заключенных.

Главная цель строительства — соединение Мурманска и
Архангельска с побережьем Охотского моря железной дорогой. Фактически,
советский север должен был получить собственный аналог Транссибирской
магистрали протяженностью несколько тысяч километров, что в дальнейшем
облегчило бы освоение территорий.

Стройка велась в условиях вечной мерзлоты, без
предварительных геологических изысканий, которые приходилось делать на месте.
За пять лет было проложено несколько действующих веток, но после смерти
советского вождя строительство Трансполярной магистрали прекратили.

Несколько участков приняли в эксплуатацию и соединили с
железнодорожной сетью страны через Печорскую железную дорогу. Траты СССР на заброшенный
в итоге проект оценили в 42 миллиарда советских рублей. Сейчас обсуждается
частичное восстановление магистрали в рамках проекта «Северный широтный ход».

Самарский Радиодом

Конструктивистское здания Радиодома возведено в 1930-1938 годах. Изначально проект предполагал строительство целого комплекса, в который должны были входить почтамт, радиотеатр с залом на 618 мест, газетный корпус и корпус для различных контор. Полностью проект реализован не был.

Здание Радиодома украшают пилоны, что еще сильнее подчеркивает его конструктивистский стиль.

История утверждает, что с 1943 года диктор Ю. Левитан именно из студии самарского Радиодома читал своим знаменитым голосом сводки Совинформбюро.

Адрес: Самара, ул. Красноармейская, 17/ ул. Чапаевская, 176.

В Самаре еще много интересного. Про другие ее достопримечательности мы писали в путеводителе.

Универмаг «Мосторг» на Пресне

Архитекторы братья Веснины возвели свое конструктивистское строение в 1928 году. Это был самый разгар НЭПа. «Мосторг» решил выстроить несколько зданий универмагов в качестве альтернативы частной торговле, рынкам и лавкам.

Квадратный фасад здания — это гигантская витрина. По задумке архитекторов, люди еще с улицы должны были видеть обилие товаров. Из оформления на фасаде нет ничего, кроме огромной надписи «Мосторг. Универсальный магазин». Законы конструктивизма не допускают никаких украшений.

В наши дни в здании «Мосторга» расположен магазин United Colors of Benetton. Компания Benetton в 2002 году приватизировала здание, отреставрировала его и вернула историческую надпись на фасад. К сожалению, интерьеры внутри не сохранились.

Адрес: Москва, ул. Красная Пресня, 48/2, стр. 2.

Работы проводились за счет физической силы заключенных ГУЛАГа, многие из которых погибли от болезней

9 грандиозных строительных проектов СССР, которые так и не были реализованы

Воодушевленные и полные надежды, советские лидеры принялись реализовывать намеченный грандиозный проект. С государственной казны было выделено более семисот миллионов рублей – немыслимая на то время сумма. Но дело было не только в деньгах, а в использовании огромного количества человеческих ресурсов и техники. Стройку решили выполнить за счет ссылаемых на Сахалин преступников и политических заключенных, также сюда принудительно направлялись военные и профессиональные инженеры.

Но поспешность сыграла со строителями злую шутку. В месте строительства не успели организовать нормальные условия труда, работникам приходилось жить в непонятных, возведенных на скорую руку бараках. Из-за этого люди начали болеть, среди них активно распространялась цинга и другие недуги. В таких условиях не могло быть и речи о том, чтобы эффективно выполнять положенные работы. Кроме того, к отдаленному региону Советского Союза было трудно доставить строительные материалы и снаряжение.

Архитектура 30-40-х годов

В середине 30-х годов советская архитектура вступает в новый период. У новой власти назревает необходимость массовой реконструкции жилых и общественных зданий, построения сооружений нового типа, например, площадки для проведения сельскохозяйственной выставки. На первый план выходят традиционные приемы и методы. Во главе традиционалистов встает прекрасный архитектор старой школы, неоклассицист И. Жолтовский. Ретроспективист по своим взглядам он возвращает в отечественную практику любовь к колоннам, пилястрам, аркам и т.д. В этот период еще сильно влияние конструктивизма, но уклон к классике становится все явственнее. До начала Второй мировой войны в стране, особенно в Москве наблюдается строительный бум. Появляются комплекс ВДНХ, Государственная библиотека им. Ленина, строятся несколько станций московского метрополитена. В Харькове возводится ансамбль площади Дзержинского. В Ереване появляется Дом правительства. На карте СССР появляются новые города, планы которых воплощают идеи новой архитектуры. Таковы Комсомольск-на-Амуре, Магнитогорск, Хабаровск. До войны в стране было построено около 170 млн кв. м жилья. Постепенно складывается новый, имперский стиль СССР.

9 грандиозных строительных проектов СССР, которые так и не были реализованы

Дом Мельникова

Дом Мельникова в Москве

В 1929 году Константин Мельников получил небольшой участок земли в самом центре столицы для возведения собственного дома. Авангардист-архитектор решил поэкспериментировать: построить круглый дом без единого прямого угла.

В основе проекта — два пересекающихся цилиндра, которые вместе образуют знак бесконечности. Сама строительная конструкция тоже выполнена новаторски: Мельников использовал кладку в форме пчелиных сот. Да и окна в доме напоминают соты: их форма — шестиугольная. Разумеется, эксперимент Мельникова подвергся критике за безыдейность и остался единственным воплощением идей архитектора. Хотя такой принцип строений позволяет очень серьезно экономить.

Сейчас в доме открыт музей архитектора, в котором можно увидеть обстановку того времени и мастерские Мельникова.

Адрес: Москва, Кривоарбатский переулок, 10.

Дома на «курьих ножках» на «Приморской»

Дома на «курьих ножках» в Санкт-Петербурге

Недалеко от станции метро «Приморская», на Новосмоленской набережной Петербурга возвышаются четыре дома, устремляясь ввысь своими 22 этажами. Стоят дома не на земле, а на столбах-опорах. В народе их прозвали домами «на курьих ножках».

Идею эту советские архитекторы взяли у Ле Корбюзье, а он, в свою очередь, позаимствовал ее у советских архитекторов ранней поры (Дом Наркомфина). Модернистское решение приподнимать дома над землей помогает освободить пространство для передвижения людей и способствует, по мнению авторов проекта, улучшению психического здоровья.

Дома жилые. Внутрь попасть можно, только придя к кому-нибудь в гости или войдя в подъезды вместе с жильцами. Но вряд ли вы там увидите что-то особенное. Весь интерес домов заключен именно в их внешнем виде.

Адрес: Санкт-Петербург, Васильевский остров, Новосмоленская набережная.

Дом на набережной

Дом на Набережной / фото взято с сайта: wikimedia.org

1-й Дом Совнаркома и ВЦИК, или Дом правительства — одно из самых легендарный зданий советской Москвы.

Огромный жилой дом в стиле конструктивизма возвели прямо напротив Кремля в 1931 году. Архитектор Б. Иофан разработал уникальный проект. В доме расположилось 505 квартир, установили лифты, мусоропроводы, канализацию, подавалась горячая вода. Жилой комплекс включал в себя аптеки, прачечные, банки, детские ясли, теннисные корты, библиотеки, магазины, столовые. Жильцы вообще могли не выходить в город, кроме поездки на службу.

Дом заселили военачальниками, сотрудниками народных комиссариатов (министерств), артистами, художниками. В комплекс входил и кинотеатр «Ударник», где показывали первые звуковые фильмы. Позже он был переоборудован под Театр эстрады.

В начале 30-х это был самый большой жилой дом в Европе.

Название «Дом на набережной» здание получило благодаря одноименной повести Ю. Трифонова. Печальную известность дому принесли годы Большого террора, когда практически треть жильцов была репрессирована. Именно это и стало поводом для создания легенд о доме. По инициативе жильцов в доме на набережной открыт музей, где выставлены фотографии, документы и личные вещи проживавших здесь.

Адрес: Москва, ул. Серафимовича, 2.

Мозговое радио Кажинского

В 1923 году ученый Бернард Кажинский предложил схему прибора, превращающего импульсы головного мозга в звуковые сигналы. Он считал, что человеческий мозг способен излучать и воспринимать радиоволны.

Опыты проводились над животными цирка Владимира Дурова. С помощью прибора Кажинский смог передать собаке приказ зайти в комнату и взять определенную книгу. Однако после эксперимента подопытные отказывались выполнять команды дрессировщика.

Популярные статьи  Правильное подключение автомата в щитке: инструкция и какие ошибки точно нужно не допускать

Они устранили Кажинского и перепоручили проект группе других ученых. В результате им удалось создать аппарат, превративший армию из тысячи солдат в послушных роботов. Однако изготовление машины оказалось слишком затратным, поэтому запуск их массового производства так и не состоялся.

9 грандиозных строительных проектов СССР, которые так и не были реализованы

№ 1 — Поворот рек в Сибири

9 грандиозных строительных проектов СССР, которые так и не были реализованыПоворот сибирских рек мог бы облегчить сельское хозяйство в засушливых районах

На самом деле, вопреки мнению многих, никто по-настоящему реки поворачивать вспять не собирался. Проект предполагал «перенос» двух рек (Оби и Иртыша), расположенных на сибирской территории, в районы, имеющие засушливый климат. Это позволило бы оказать большую помощь сельскому хозяйству. В разработке этой идеи принимали участие около 160 организаций СССР на протяжении 20 лет. Проект был признан самым грандиозным в ХХ веке среди многих других.

Для реализации сначала планировалось построить канал длиной 2,5 км, глубиной 15 м и 300 м шириной. Это первый этап. На втором этапе собирались менять течение Иртыша в обратную сторону, на 180 градусов. Это планировалось сделать за счет насосных установок, водохранилищ и гидроузлов.

Но здравый смысл восторжествовал: академики СССР, понимавшие, чем грозит природе реализация этого проекта, умудрились убедить власть страны отказаться от идеи повернуть реки вспять.

9 грандиозных строительных проектов СССР, которые так и не были реализованыРеки, где планировалось вести работы

Цирк в Екатеринбурге

Здание цирка в Екатеринбурге

На углу улиц 8 Марта и Куйбышева в Екатеринбурге с 1980 года стоит белое здание с высоким ажурным куполом из полуарок. Это Екатеринбургский цирк. Благодаря высокому куполу здание цирка смотрится легко и воздушно. Сразу и не скажешь, что оно вмещает в себя зрительный зал на 2558 мест и два манежа — основной и репетиционный.

Екатеринбургский цирк по конструкции признан одним из лучших в Европе, он рассчитан для сложнейших цирковых постановок. Архитекторы Ю. Шварцбрейм и М. Коробов при разработке проекта учитывали мнение и советы тогдашнего директора цирка, старого и опытного артиста Ф. Лейцингера.

Адрес: Екатеринбург, ул. 8 Марта, 43.

Летающий танк.

Идея летающего танка появилась в 1932 году у американского инженера Уолта Кристи, но так и осталась на бумаге.

9 грандиозных строительных проектов СССР, которые так и не были реализованы

А во время Великой Отечественной войны в Советском Союзе началось стремительное развитие военной промышленности, тогда то в  СССР и проявили интерес к разработке летающего танка. Начались разработки в самый суровый год — 1941, авиаконструктор Олег Антонов должен был в самые минимальные сроки и с маленькими финансовыми затратами сконструировать, провести испытания и наладить серийное производство летающего танка под индексом А-40. Конструктор решил не терять времени на изобретение нового танка, а взял за основу самый легкий по тем временам танк Т-60, весивший 6 тонн, вооруженный 20-миллиметровой пушкой и 7,62-миллиметровым пулеметом.

9 грандиозных строительных проектов СССР, которые так и не были реализованы

Изобретение представляло из себя танк Т-60 с прикрепленными к нему в четырех местах деревянными крыльями. По задумке танк должен был подняться в воздух, так как сам танк не мог это сделать сам из-за своей низкой скорости, его поднимали на буксире. В заданной точке танк отцепляли  и он с помощью крыльев он планировал до земли, приземлившись, сбрасывал крылья и практически сразу мог вступать в бой с противником. 2 сентября1942 года провели первые испытания, используя в качестве буксировщика бомбардировщик ТБ-3, который в свою очередь облегчили и увеличили мощность его двигателей до 970л.с. Танк тоже облегчили, сняли башню и инструментальный ящик, и слили почти все топливо. Но этого все равно оказалось мало, самолет перегревая двигатели смог поднять танк только на 40 метров и там он был отцеплен.  Танк под управление летчика-испытателя Сергее Анохина смог успешно приземлится, сбросить крылья, завестись и отправится к командному пункту. Во время испытания были выявлены ошибки и недочеты. Единственный самолет в Советском Союзе способный полноценно, без перегревов поднять в воздух танк был бомбардировщик Пе-8. Но в этот период этих бомбардировщиков было очень мало и использовать их для буксировки летающих танков было просто нецелесообразно. После этого проект летающих танков был свернут.

9 грандиозных строительных проектов СССР, которые так и не были реализованы

1935-1955: СТАЛИНКИ: ДЕКОР И ВЫСОКИЕ ПОТОЛКИ

В начале 1930-х годов публичный конкурс проекта «Дворец Советов» и новый генеральный план Сталина в Москве (1935) ознаменовали архитектурный переход к использованию классического наследия. Художественный подход в архитектуре зданий стал приоритетным. После Второй мировой войны тенденция сохранилась; хотя, многоэтажные здания стали менее распространенными, в то время как деревянные конструкции вновь стали актуальными.

Освоение технологии изготовления элементов конструкций на заводе (вместо того, чтобы сделать их прямо на строительной площадке) является огромным прорывом этого периода. Но многие проекты все еще реализовывались по собственному уникальному индивидуальному дизайну, что обеспечивало разнообразие жилой архитектуры того времени.

Сталинки: декор и высокие потолки

В 1949 году было введено так называемое стандартное планирование: этот подход полностью отклоняет идею отдельного проекта, строительство должно вестись по стандартизованным типам жилья и сериям планов.

Первое применение ускоренной, промышленно развитой технологии строительства опробовали на Тверской улице в Москве. Команды рабочих, обладающих определёнными навыками, и отвечающих только за свою задачу, сменяли друг друга на объекте. В результате успешного эксперимента был возведен дом №4 по улице Горького: во всех трех секциях жилые единицы занимают пять этажей, но высота первых этажей, предназначенных для магазинов и ресторанов, отличается. Подвал и вход были облицованы полированным гранитом, жилые стены — плиткой; в украшении внутренних помещений использовали литье и скульптуры.

Дом сталинской постройки

Поворот сибирских рек

Поворот сибирских рек впервые стали обсуждать в середине XIX
века. Автором идеи был инженер Яков Демченко, в 1868 году подавший соответствующее
предложение в Императорское русское географическое общество. Однако идею на тот
момент посчитали безумной.

Академик Владимир Обручев занимался этой проблемой в
послевоенные годы и даже представил предварительный проект Иосифу Сталину в
1948 году. Но реальное одобрение идея получила только в 1976 году — на XXV
Съезде КПСС.

Ключевая цель проекта — перераспределение речного стока
Иртыша, Оби, Тобола и других рек в Казахстан, Таджикистан, Узбекистан и
Туркмению. Переброска из бассейнов сибирских рек подразумевала изъятие порядка 75-100
кубических километров воды ежегодно.

Благодаря проекту в 2000 году планировалось расширить
площади орошаемых земель в среднеазиатских республиках ССРСР до 30 миллионов
гектаров. Но после смерти Черненко проект сначала заморозили из-за дороговизны
и опасений экологов, а 14 августа 1986 года полностью отменили.

Заключение

Советский Союз был большим государством с большими планами, большими амбициями и проектами. И силы они вкладывали соответствующие. Какие-то стройки, вроде “Магнитки” стоили затраченных усилий, хотя нельзя не отметить запредельную сложность работ и хаос царивший во время строительства объекта.

Мост на Байкало-Амурской магистрали

Другие же навсегда останутся в истории кровавыми памятниками большевистского режима, вроде Беломорканала или Байкал-Амурской магистрали, на которых положили свои жизни десятки, а то и сотни тысяч заключенных. Что ж, это СССР, страна контрастов, страна, которая могла в кратчайшие сроки сделать невозможное, но до конца своего существования так и не сумевшая решить базовые государственные вопросы, типа обеспечения населения бездефицитными товарами и возможностью реализовать свои возможности и таланты в условиях “железного занавеса” и социалистической экономики. Что ж, мир его праху. Мир всему, что кануло с ним в небытие.

https://youtube.com/watch?v=UQTjHgOYk6E

Оцените статью
Добавить комментарии

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

9 грандиозных строительных проектов СССР, которые так и не были реализованы
Как правильно выбрать материал для наливного пола
3-D или обычный наливной пол? Какой выбрать?